BНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ...
КАК СОХРАНИТЬ СЕБЕ ЖИЗНЬ.
(перевод Алексей Дочкин)
Целью данной статьи является предоставление базового, пошагового руководства по использованию спасательного парашюта. Для большей информации Вы можете обратиться к "Hang Gliding Magazine" статьи - BASIC PARACHUTE FOR PILOTS OF ALL STAGES (JUNE 95), MISCONCEPTIONS ABOUT PARACHUTES (JULY 93), THE Ballistic Controversy (1994), and Parachute Quiz (August 93)
Парашюты сохраняют жизнь.
Вне сомнения, что спасательный парашют может спасти вам жизнь. Однако, существует много вопросов о том, как, когда и где использовать его.
Открывать или не открывать...
Для большинства дельтапланерных ситуаций это решение очень легкое.Если вы потеряли управление- бросайте ваш парашют.В некоторых случаях вы можете вернуть или держать некоторый контроль над ситуацией. В этих случаях вам необходимо учитывать следущие факторы:
Контроль и управляемость:
Имеете ли вы достаточно высоты чтобы определить насколько вы контролируете ситуацию и успеете ли вы открыть запаску, если ситуация ухудшится? Если Ваш ответ – «нет», кидайте.
Можете ли Вы сохранять управление своим аппаратом и еще оставться готовым ввести в действие запаску? Если Ваш ответ – «нет», кидайте.
Погодные условия:
Находитись ли Вы в спокойном воздухе, достаточном для спокойного планирования без всякой турбулентности? Если это так, Вы можете попытаться посадить планер.
Находитесь ли Вы в жестких погодных условиях, когда турбулентность может серъезно ухудшить и без того тонкое управление Вашим планером? Если это так – кидайте.
Условия рельефа местности:
Близко ли Вы находитесь от места приемлимой посадки?
Можете ли Вы пролететь на Вашем разрушенном аппарате до долины, чтобы бросить парашют там, вместо того , чтобы сделать это вблизи горы? Это может предоставить Вам большую высоту для более безопасного открытия запасного парашюта.
Есть ли риск, такой как Линии электропередач (ЛЭП), озеро, острые камни, постройки и другие опасные объекты в зоне ожидаемого пиземления, если Вы примите решение вводить в действие запаску. Если это так и у Вас достточно высоты – возможно Вам лучше отложть бросок и попытаться отлететь в зону свободную от подобного риска.
Однажны вы решите открыть...
Внимание, внимание, внимание...
Внимание.
Посмотрите на Вашу ручку открытия (кольцо). Это поможет схватить Вам именно ту ручку, которую необходимо и даст Вам что-то на чем можно сосредоточить внимание в потенциально опасной ситуации.
Вытяните парашют. Некоторые системы требуют, чтобы Вы потянули ручку в строго определенном направлении, чтобы вытащить кривые штифты, чекующие парашют, перед тем как вытащить Ваш парашют. Некоторые системы на репейнике требуют сначала открыть клапан с репейником вниз, чтобы извлечь парашют.
Внимание.
Оглядитесь, найдите свободное пространство и кидайте парашют в его направлении.
Кидайте со всех сил! Если это возможно, кидайте парашют в небо или вверх от себя. Если Вы вращаетесь – кидайте парашют в направлении вращения (вперед). Это увеличит дистанцию перед тем как фал Вашего парашюта начнет закручиваться.
Внимание.
Если Вы чувствуете, что парашют зацепился за Вашу подвеску - Вы получили серъезную проблему. Дерните несколько раз фал из всех сил. Надежда на то, что парашют начнет наполняться и фал вырвет из Ваших рук. Если парашют не наполняется – тяните парашют назад к себе попеременно захватывая фал обеими руками. Кидайте парашют снова.
Быстро осмотритесь и убедитесь, что Ваш парашют открылся.
Внимание.
Подготовка к приземлению. Если у Вас есть трапеция - заберитесь в нее и пострайтесь распределить Ваш вес на оба угла вдоль подкосов трапеции. Если у Вас нет трапеции - займите следующую позицию – ноги вниз, сведите их смете и слегка согните в коленях.
Согните руки и закройте ими голову. Попытайтесь использовать Ваши ноги, как амортизаторы , подставив их для удара о землю.Предотавьте Вашему телу возможность катиться в направлении касания (сделайте парашютный кувырок). Будьте уверены, что у Вас есть стропорез и он доступен. После приземления немедленно отцепитесь от аппарата. Делайте что угодно для того чтобы отцепиться от Вашего аппарата и парашюта, даже если для это будет необходимо разрезать Вашу подвеску. Рпосле приземления сразу свяжитесь по рации , чтобы передать Вашим товарищам свое состояние и местоположение.
Если Вы стали свидетелями открытия парашюта и есть малейший шанс , что потребуется спасательная команда – освободите воздух. Вертолет не полетит, если он будет знать, что над этой областью кто-то летает., Время ожидания, пока Вы освободите воздух, может стоить нескольких секунд, необходимых для того , чтобы спасти жизнь.
Интересные моменты, которым мы научились пройдя путь ... тяжелый путь .... путь реального жизненного опыта.
Если Вы держитесь за трапецию, когда решили ввести в действие парашют, возможно Вы не захотите оторвать от нее руку.
Если Вы не сможете вытащить парашют из подвески – возможно Вам придется тянуть двумя руками.
Если трапеция вырвалась у Вас из рук возможно лучше будет использовать две руки для броска парашюта.
Вы можете кинуть лучше, если Вы возьмете в руки целиком парашютный контейнер, а не просто ручку от него, обеими руками и бросите его.
Будьте уверены , что Вы можете дотянуться ло парашюта и правой и левой рукой.
Иногда Вы можете остановить вращение планера до открытия парашюта перемещением своего тела. Это правиллно даже в том случае если Ваш парашют оснащен вертлюгом.
Если Вы тянете за парашютную стропу или фал, ни в коем случае не загибайте их вокруг Ваших рук. Парашют может открыться с ужасающим усилием.
Если в Ваш вертлюг попала влага, болт или даже весь узел может заржаветь.
Открытие парашюта происходит с очень большим усилием и скоростью.
Если Вы желаете использовать фал от парашюта для того, чтобы слезть с дерева, Вы можете завязать на нем узлы через равномерные расстояния. Это поможет Вам не соскользнуть вниз и не обжечь кожу рук.
Если Вы не можете воспользоваться правой рукой для броска парашюта – бросайте левой!
Если вы цепляетесь чем-нибудь за ручку открытия – Вы можете получить опыт случайного открытия парашюта.
Если Ваша система не оснащена кривыми штифтами (чеками, замками безопасности), Вы можете получить опыт случайного открытия парашюта. (Кривые штифты обычно располагаются на ручке открытия).
Каждый раз когда Вы меняете Вашу подвесную систему или парашют, Вы Вы должны заново изучить, как извлекается Ваш парашют из контейнера. Ваша новая система может радикально отличаться от предыдущей.
Нерешительность опасна!
Фал засунутый между частями Вашей подвески не всегда хорошо выходит при введении в действие запаски.
Вы можете разрушить Ваш летательный аппарат:
- при выполнении аэробатики
- попав в пылевую бурю или смерч
- летая на границе крупных воздушных масс (перед фронтом), резко потеряв скорость
- попав в ротор
- выпустив воздушные тормоза (посадочный парашют) на высоте
- выполняя экстремальные вещи типа прыжков на амортизаторе («bungee dropping»?)
- столкнувшись в воздухе с другим аппаратом
- попав в спутную струю другого летательного аппарата.
- сорвав поток на крыле и попав в штопор, не правильно распознав его
- получив полный срыв во время попытки выполнить мертвую петлю в термических условиях.
Очень трудно залезть в трапецию, если Вы не тренировались этому заранее.
Аллюминиевые карабины могут разрушиться, если Вы за ними плохо смотрели.
Плохая ситуация ухудшается очень быстро. Если Вы решили бросать парашют – бросайте и не теряйте времени.
Если Вы решили бросать парашют Вы должны избежать броска вниз между Вашими ногами.
Хорошо уже иметь в руке стропорез перед тем как Вас поволочит по земле.
Если вы не можете без чужой помощи встать в подвеске головой вверх, под парашбтом Вам возможно придется приземляться головой вниз.
Жесткое приземление болезненно. Если парашютный фал соединен с Вашей подвеской или прикреплен к Вашей подвеской, по теории, Вы будете приземлятьься после дельтаплана. Пока Вы висите под парашютом вы будете являться частью Вашего парашютного фала.
Интегральный (закрытый) шлем может спасти жизнь.
Если вы можете воспользоваться парашютом только пр помощи одной руки – Вы имеете только половину шансов на успешное открытие парашюта. Будьте уверены, что достаете до парашюта обеими руками.
Практическое продумывание опасной ситации в Ваших мыслях, поможет быстро и точно действовать в реальной ситуации.
Если вы слышали о реальной ситуации и прочувствовали себя в ситации с тем пилотом, Вы можете нати правильное решение, что после может помочь Вам в реальной ситуации.
Практические открытия на тренажере перед каждой переукладкой помогут Вам уменьшить время введения системы в действие в воздухе.
Практические осмотры и тренировки доставания ручки открытия парашюта обеими руками, как правой, так и левой, в каждом полете, уменьшат время введения парашюта в действие в реальной ситуации.
Изучайте все что каксается Вашей парашютной системы, подвески, системы подвески фала.
Спасательное снаряжение развивается и это Ваша забота пользоваться новейшими разработками.
Специальная благодарность Ken Brown, John Heiney, Russ Brown и, особенно, всем тем пилотам, чей опыт реального применения спасательных систем был предоставлен мне для изучения.