ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЧИТАТЬ ПОЛЕТАТЬ ФОРУМ ФОТО ОБУЧЕНИЕ МЫ

Детско-юношеский клуб: опыт работы

Детско-юношеский клуб: опыт работы, методика, размышления

В.Ткачук,
руководитель и тренер клуба "Можга" (Удмутрия)

Доктор психологических наук Бронислав Вяткин более 10 лет назад написал, что "успех в спорте определяют множество факторов: (нравственная) зрелость и интеллект, общая и специальная физическая подготовка, спортивно-техническая и теоретическая подготовка, тактика и воля, психическая подготовка и квалификация тренера". Позволю себе заметить, что эта всеобъемлющая фраза относится и к спортсменам, и к тренерам. Размышляя над абсолютной справедливостью слов большого ученого, решил поделиться опытом работы в нашем небольшом авиационном клубе, своими выводами по поводу отдельных факторов в успешной работе клуба.

Детско-юношескому авиационно-техническому спортивному клубу "Можга" 9 лет. Наряду с подготовкой в клубе парашютистов и стрелков, уже седьмой год проводится летная подготовка на парапланах учащихся городских и сельских школ и других учебных заведений. На своей базе клубом проводятся внутриклубные, городские, районные и республиканские соревнования по парапланеризму. Команды клуба участвуют и в других соревнованиях. Так, в 1998 году, участвуя в месячнике оборонно-массовой работы в честь Дня Защитника Родины, команды клуба в соревнованиях по стрелковому поединку среди команд школ города заняли 2-е и 3-и места (среди 10-ти). В соревнованиях, посвященных 80-летию комсомола, команда клуба стала первой в таких соревнованиях. Успешное выступление команды клуба в спартакиаде, проведенной в республиканском военно-спортивном лагере "Патриот", отмечено почетной грамотой госкомитета Удмуртской республики по делам молодежи и дипломом ФСО "Юность Удмуртии" и ценными призами. Пять лет парапланеристы клуба представляют Удмуртскую республику на всероссийских детско-юношеских соревнованиях. За последние четыре года наши юные пилоты трижды были первыми и однажды вторыми на этих соревнованиях.

Все клубные трудности, проблемы известны ребятам и их родителям. Без этого не получилось бы настоящего сотрудничества между участниками образовательного процесса (курсанты и спортсмены – родители – тренеры). Без заинтересованности родителей не будет успешного обучения их детей, без готовности и способности обучаемых ставить общественные интересы выше личных не будет успехов в участии в соревнованиях команд. Климат полного взаимопонимания, доброжелательности и коллективизма, полной открытости и гласности, на мой взгляд, имеет решающее значение для успешной работы клуба, выступления его команд и для доброго отношения общественности города, района и республики к клубу.

Клуб находит поддержку и помощь у администрации города, в Удмуртском республиканском Совете РОСТО, в Госкомитете республики по делам молодежи, в Правительстве республики. Именно эти органы своевременно дают необходимую для всех общественную оценку деятельности коллектива клуба и успешным выступлениям команд на российских соревнованиях. Регулярно присутствуют на открытиях и закрытьях наших городских, районных и республиканских соревнований представители администраций города, района, республиканских органов. Присутствовал однажды депутат Госдумы России Андрей Солуянов. Естественно, такое отношение и внимание стимулирует и благотворно влияет на престижность занятий в клубе у подростков и молодежи.

В клуб принимаем учащихся в возрасте от 10 до 18 лет, желающих заниматься одним из культивируемых видов подготовки. Занятия в клубе способствуют самоутверждению подростка, укрепляют уверенность в себе, своих способностях, расширяют кругозор, развивают духовно, укрепляют физически, воспитывают чувство коллективизма и постепенно формируют патриотов, готовых защищать спортивную честь своего клуба, города, республики.

С первого занятия ориентируем, что от ребят потребуется на каждом этапе обучения. Если первый этап обучения полетам не составляет особого труда для юного пилота, то выполнение полетов по другим задачам требует других, более сложных умений и навыков, связанных с повышенными эмоциональными и психологическими нагрузками. Любая учеба – это определенный труд. Выполняя труд, преодолевая трудности, подросток добивается успехов в летной подготовке, в соревнованиях. Преодоление себя, успех, благодаря упорному труду, приносит юному пилоту колоссальное удовлетворение, воспитывает и формирует характер настоящего спортсмена. За годы существования в клубе не было ни одного отчисления курсантов. Происходит естественный отсев (самоотбор). Остаются только самые трудолюбивые, влюбленные в полеты и природу, имеющие холодную голову и горячее сердце, обладающие определенным мужеством.

Обязательным является воспитание самостоятельности. Неукоснительно выполняем авиационный закон: окончательное решение на выполнение полета принадлежит юному пилоту. Право и обязанность инструктора – не разрешить полет, если пилот не готов для полетов в этих условиях, с этим аппаратом, по физическому или психологическому состоянию. Неоправданная опека лишает подростка самостоятельности, он утрачивает ответственность за свои решения, а в конце концов и за свою жизнь (не может жить без "няньки"). Поэтому с ростом опыта мы предоставляем пилотам больше самостоятельности и доверяем полеты сначала с взаимным контролем, а потом самостоятельно.

Безопасность полетов в авиации всегда должна стоять на первом месте. За все годы полетов ни один курсант не имел ни одной серьезной травмы. Краткая инструкция по технике безопасного полета постепенно усваивается каждым пилотом. Случались непреднамеренные нарушения этой инструкции, но, как правило, после анализа и разбора таких нарушений отстранений курсантов от дальнейших полетов не было. Отстранение от полетов – как исключительная мера – применяется в редчайших случаях.

С первых шагов в летной подготовке стараемся правильно, как мне кажется, ориентировать обучаемых в психологическом плане. Объясняем, что в переживании чувства опасности и страха ничего постыдного нет, что это естественное для каждого человека явление, биологически целесообразное и напрямую связанное с полезным инстинктом самосохранения. Важно довести до сознания обучаемых, что твердые знания теории, правильные умения и закрепленные тренировками до автоматизма навыки грамотных и необходимых действий в различных ситуациях постепенно воспитывают такие эмоциональные и волевые качества, как смелость, самообладание, решительность и уверенность.

Один из решающих факторов в обучении и подготовке спортсмена – личность тренера, инструктора. Убежден, что среди них не должно быть случайных людей, тех, кто по-настоящему не любит детей и работу с ними, кто равнодушен к своему труду и результатам обучения подопечных. Человек, занятый не своим трудом, редко приносит действенную пользу окружающим, своим воспитанникам и очень часто приносит вред. Именно по этой причине умные и государственно думающие люди во все века на вопрос "где и как будем учить?" отвечали: "главное – кто?".

Подростки и юноши чрезвычайно чувствительны и проницательны. Они четко определяют, как тренер относится к своему делу, уважает ли своих воспитанников, требователен ли он сам к себе, умеет ли наряду с требовательностью к ним проявлять необходимую заботу о них, его доброжелательность, порядочность и другие качества. Авторитетом пользуется справедливый, умеющий правильно оценивать успехи обучаемых, чуткий и искренний тренер, обладающий педагогическим тактом, хорошо подготовленный в профессиональном плане. В нашем клубе работают тренеры первой и высшей категорий, имеющие достаточный опыт в подготовке авиационных спортсменов и стрелков. Поэтому и командам клуба сопутствует успех.

Не могу сказать, что в подготовке юных пилотов, стрелков, парашютистов у нас не имеется проблем. Основной и очевидной для меня является: довольно большой процент курсантов, относящихся к разряду "глухарей". Они присутствуют, кажется, слушают и смотрят на преподавателя, правда, часто отвлекаются, но... главное, что они очень слабо воспринимают и плохо усваивают материал. А это ведет в дальнейшем к потере интереса к занятиям у них и потере времени преподавателя для повторных объяснений.

Уделяется внимание искоренению такой вредной привычки у подростков, как курение. Никакой ругани, ни "штрафных санкций" в клубе по поводу курения нет. Объясняем, на основе статистических данных и личного опыта, каким реальным опасностям и негативным последствиям подвергают курящие себя, окружающих и свое будущее потомство. К сожалению, у некоторых ребят не хватает сознания и чувства ответственности перед собой, перед своими будущими детьми отказаться сразу от этой пагубной для здоровья привычки.

Печальное событие с гибелью человека заставляет анализировать причины происшествия и принимать меры к устранению этих причин. В августе у себя на даче утонул в пруду наш спортсмен. Родители потеряли примерного сына, школа потеряла примерного ученика, в клубе не стало способного, добросовестного, дисциплинированного и увлеченного пилота и стрелка. Казалось бы, в безобидной ситуации, в небольшом пруду крепкий и здоровый выпускник средней школы мог успешно справиться с судорогами, доплыть до близкого берега. Тем более что в клубе проходил инструктаж по безопасности на воде, по оказанию помощи утопающим перед спортивными сборами на берегу быстрой реки. Десять дней плавал и нырял в этой реке. Но роковую роль на даче сыграл испуг, боязнь воды и отсутствие твердых навыков по устранению судорог в воде. Собрание курсантов клуба и педсовет клуба решили ввести в программу подготовки новый курс "Школа выживания", по которому будут изучаться правила выживания и безопасность в экстремальных природно-климатических условиях и жизненных ситуациях.

Темп современной жизни, большое количество проблем, постоянное ощущение острой нехватки времени для решения этих проблем и анализ затрат этого "дефицита" нашими обучаемыми привели меня к убеждению, что необходима целенаправленная и постоянная работа по обучению подростков бережному отношению к экономии своего и чужого времени. Этому уделяется должное внимание. Надеюсь, читатель также поддерживает Николая Островского в том, что жизнь человеку дается один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Небо открыто для всех - постучи и войди.
И не забудь вытереть ноги