Покорение Алтаем
1. Как все начиналось
- Едешь в Курай?
- Стопудово!
Таким был частый диалог с моими друзьями-пилотами из разных городов нашей великой и необъятной в начале лета 2005 года. Неведомый Курай манил рассказами полетавших там друзей о красивых горах, мощных восходящих потоках, дальних маршрутах. Решение ехать туда я принял еще в начале года, когда узнал, что Федерация Сверхлегкой Авиации России решила проводить ХХV Открытый Чемпионат России по дельтапланерному спорту именно там. За нелегкое дело организации соревнований взялся барнаульский клуб экстремальных видов спорта «Триада». Сбывалась моя десятилетняя мечта полетать на Алтае.
Выглядело все по серьезному. Организаторы требовали внести предоплату за соревнования, требовали иметь радиостанции, и так далее. При помощи московских пилотов я и двое моих друзей, Саша Даурцев, он же Змей и Игорь Степанов, он же Стёпа, выполнили все эти условия и стали готовиться к поездке. Изначально Чемпионат планировалось провести с 8 по 23 июля, что меня устраивало на 100%, потому что с 1 по 7 июля я как раз находился на Алтае по другим делам, причем в 200 километрах от Курая. Но, к сожалению, потом сроки были перенесены на 23 июля - 4 августа и мне пришлось возвращаться, чтобы через неделю ехать вновь.
Ехать снова той же нудной дорогой мне совершенно не хотелось, к тому же, мы с Саней заранее запланировали разведать путь на Алтай напрямик, через Риддер (бывший Лениногорск). По километражу это выходило короче аж на 800 верст. На моем атласе автодорог эта дорога присутствовала, и даже был обозначен таможенный пост, что означало, что мы сможем пересечь границу с соблюдением всез формальностей. Ну а 70-километровый участок, обозначенный на карте тонкой черной извилистой линией, обозначающей горный проселок, манил наши проходимские души дополнительными приключениями. Я поспрашивал своих знакомых из Восточного Казахстана, и выяснил, что сведения об этой дороге, как ни странно, весьма и весьма скудны. Дорога вроде как есть, но проехать можно только на джипе. Это нас вполне устраивало – ехать собирались на моей Делике и Сашином Прадо.
Но по возвращении из первой поездки, я с прискорбием узнал, что Змей с нами не поедет. Накануне они с off-road клубом «ПроходимецЪ» совершали прогулку по горным окрестностям Алматы, Сашина машина перевернулась и долго катилась по крутому склону. Его жена Кристина чудом не пострадала, а вот Саня серьезно поломался и этот сезон явно пропускал.
Но, свято место пусто не бывает.
Уже смирившись с мыслью, что поедем вдвоем, мы со Степой узнали, что еще один наш друг-пилот, Олег Проскура по прозвищу Цыган (ударение почему-то на первый слог), страстно хочет к нам присоединиться. Мы утрясли все формальности с организаторами, и Олег был зачислен в команду покорителей Алтая.
2. В путь
Итак, совершив все необходимые приготовления, 19 июля 2005 года мы выехали из Алматы в направлении Усть-Каменогорска, а дальше – Риддера. На крыше были крепко увязаны три наших дельтаплана, весом около 40 кг каждый, плюс комплект запасных труб, тоже не легенький. Багажник был выше стекол забит разным барахлом для походной жизни – ведь нам предстояло прожить в палаточном городке 10 дней. Мои товарищи с боем отбивали у меня каждую шмотку, норовя засунуть в Делику кучу, на мой взгляд, бесполезных вещей. Что поделаешь, похоже, после тридцати человек уже не умеет путешествовать налегке – он не может себе представить, как будет обходиться без привычных вещей. В итоге Делика представляла собой угрожающее зрелище, что явно не добавляло ей внедорожных качеств.
Трасса Алматы - Усть-Каменогорск находится в довольно приличном состоянии, что позволяет выдерживать ровный скоростной режим. Ехали не быстро – 90-100 км/ч - торопиться особо некуда, а вес груза и сопротивление дельтапланов на крыше ощутимо увеличивают расход топлива.
Рулевыми были я и Олег. Степа же месяц назад лишился своих «прав», так что служил одновременно балластом и диджеем. Хитом среди наших дорожных дисков стал его mp3 сборник детских песен из старых мультиков и фильмов. Ностальгия накрыла нашу команду «тех, кому за тридцать» - басом орали во всю глотку детские песенки, оглядывая по ходу красоты Великой Степи.
К вечеру того же дня мы добрались до Усть-Каменогорска. Стали спрашивать дорогу на Риддер и одновременно осторожно узнавать, а не знает ли опрашиваемый о прямой дороге в Горный Алтай. Все говорили про Шемонаиху или Веселоярск. Про Риддерскую дорогу никто не знал, что все больше и больше добавляло интриги к нашей затее. Решили ехать дальше, в Риддер и там ориентироваться на местности. У нас были всевозможные карты, как в бумажном, так и в электронном виде, на которых присутствовала эта дорожка, так что заблудиться нам не грозило. И даже в случае провала операции по поиску дороги, у нас всегда оставался объездной путь. Правда, это были бы лишние 900 км.
На извилистые дороги Риддера мы заехали уже глубокой ночью, часа в два. Олег проигнорировал знак «50», за что был остановлен первыми гаишниками, попавшимися нам на пути из Алматы. Впрочем, гайцы оказались на редкость нормальными мужиками. Ну а после демонстрации магической бумажки – Официального Приглашения для Национальной Сборной Республики Казахстан, высланного нам организаторами соревнований, они вообще растаяли, не стали брать с нас никаких штрафов, а наоборот, нарисовали нам подробный план, как выехать из Риддера на эту дорогу (тут мы впервые услышали официальное подтверждение того, что дорога все-таки существует) и даже дали номер мобильника, по которому можно было бы им позвонить, если мы окажемся настолько деревянными, что заблудимся.
Насторожило одно. Булат, старший патруля, при прощании сказал: «ну, до скорой встречи» и хитро улыбнулся...
Снабженные схемой, мы быстро миновали пустые улицы спящего Риддера и выехали на гулкую бетонку окраины, а потом на широченный грейдер, встретивший нас многообещающей надписью, что-то типа «Трасса Риддер - Граница РФ», сообщавшей, что до границы нам осталось пилить всего 60 км. Стало довольно прохладно, термометр показывал забортную температуру +3 градуса. За новеньким ограждением свежеотстроенной дороги высились темные ели и березы. Мы быстро выехали из полосы густого тумана, а верный GPS показывал устойчивый подъем. Изредка над дорогой пролетали совы, а прожекторы фар то и дело выхватывали зайцев, которые, как обычно, принимались тупить и бежать перед машиной, что здорово нас веселило.
Так, по этой прекрасной грунтовке мы проехали довольно долго. Но вдруг из темноты стали то и дело появляться спящие тела дорожной техники. Катки, КАМАЗы, бульдозеры, экскаваторы наводили на мысль, что лафа скоро подойдет к концу.
Так оно и получилось. Грейдер постепенно сузился, укатанное покрытие превратилось в грязь, смешанную с камнями. На одном из подъемов, выехав из-за очередного поворота, мы дружно сказали американское «О-ОУ...»
Довольно широкий участок дороги представлял собой месиво из глины и камней длиной метров семьдесят, обильно смоченное не то росой, не то дождем. Цыган, все это время сидевший за рулем, вышел посмотреть, что это такое, и сразу по щиколотку утонул в этой жиже. Мелькнула предательская мысль «приехали», но я тут же ее отогнал, сел за штурвал, включил все деликовские внедорожные прибамбасы и... без особого труда преодолел наше первое препятствие. Те самые камушки, присутствовавшие в грязи, оказывается, придавали ей прекрасные сцепные свойства. А то, что смесь была нетвердой, давало надежду на то, что мы не повиснем на мостах в глубокой камазьей колее.
Поднявшись на высоту 1500 метров над уровнем моря, мы поняли, что достигли вершины перевала. Начался затяжной спуск в долину. Начало светать. Таинственный лес вокруг, окутанный клочками тумана, спящие монстры дорожной техники, ни души... Детские воспоминания, навеянные Степиным диском, усилили ощущение таинственной сказки. Мы преодолели еще несколько грязевых засад, некоторые из которых довольно резко уходили вниз, что вызывало сомнение в том, что мы сможем здесь подняться обратно без посторонней помощи.
Вдруг из тумана показался поднятый вертикально вверх шлагбаум. За ним, метрах в пятидесяти, еще один, и тоже в положении «мечта импотента». Между ними, справа от дороги, высился большой двухэтажный деревянный дом. «Наверное, это уже граница», предположили мы, и после недолгого совещания, решили все-таки посигналить. Хотя, сейчас-то я знаю, что можно было проехать без остановки и сэкономить кучу времени - это нам не грозило ровным счетом ничем.
После серии длинных гудков в окне второго этажа обнаружилось шевеление. На крыльцо вышел заспанный человек в таможенной форме. За ним показался и второй. Да, мы не ошиблись, это был рубеж Казахстана.
Таможенники (пограничников там нет) долго выясняли кто мы и куда. Естественно, спросили про наличие водки, и чего-нибудь запрещенного. Меня, как хозяина транспортного средства, увели наверх. Новый, еще не обжитой дом встретил большими пустыми комнатами и стандартными плакатами на стенах. Долго, при свете свечки (нет бензина для генератора) заполняли какие-то журналы и бумажки. Было видно, что это им приходится делать нечасто. Наконец, после соблюдения всех формальностей, я услышал замечательную фразу:
- А вы не проедете.
- ?
- А россияне вчера границу закрыли. Сняли таможню.
- Почему?
- А надоело им жить в вагончике, вот и закрыли. Так что езжайте назад и пересекайте границу в другом месте.
- Да ты чего, друг? Мы обратно и не поднимемся, там такая засада. Да и далеко в объезд, мы уже на соревнования опаздываем. Давай мы все-таки поедем, они ж нас пригласили. Как-нибудь договоримся с ними.
- Ну, как хотите. Но дорога там плохая.
- А ты ездил?
- Я не ездил. Но говорят, сильно плохая.
- Ничего. Прорвемся.
Таможенник пожал плечами и пошел досматривать свой утренний сон. А мы тронулись в наш путь в неизвестность. К тревогам предстоящего бездорожья прибавилась еще одна червоточина: «а вдруг правда, не пропустят?»
Строительная техника стала попадаться все реже, мы миновали еще пару относительно сложных мест. Мы, а особенно Игорь, не переставали восхищаться неожиданной, с учетом того, как она была нагружена, проходимостью Делики. Степа участвовал в подобном оффроуде впервые. У Олега есть «квадратная» Делика, старшая сестра моей «булки», но ее он приобрел недавно, по бездорожью еще не испытывал.
Снова начался уверенный подъем. Участок строительства закончился, дорога стала выглядеть, как довольно сносная лесная колея, и лишь иногда моим верным штурманам приходилось выходить и расчищать путь. Я же, на правах хозяина ласточки, которой владею уже два года, сел за штурвал. Это не первое наше с ней испытание, я лучше чувствую, что и как надо делать.
Светало все сильнее, и вокруг стали раскрываться безумные красоты Алтайских гор. Я то и дело останавливался, чтобы сделать снимок.
Из просеки, что возвышалась перед нами, прямо посередине ее показался ослепительный огненный шар Солнца и видимость упала практически до нуля. Я ощущал себя, чуть ли не пилотом Шаттла, как вдруг Олег сказал, что ему кажется, что впереди что-то есть. Я еще больше замедлился и вовремя – мы практически уперлись носом в закрытый шлагбаум.
Слева от дороги стояла большая деревянная изба, не обнесенная забором. Лаяли собаки. Через некоторое время в дверях показался заспанный мужик в камуфляже, оказавшийся егерем заповедника.
- Вы куда?
- Да вот, в Россию, на соревнования.
- Так граница же закрыта, вам что, таможня не сказала? Они же вчера приезжали сюда договариваться - многозначительно кивнул он в сторону кучи пустых бутылок.
Я решил прикинуться совершенно гофрированным шлангом:
- Неее, не сказала, а что такое?
- Как не сказала? А вы их вообще, видели??
- Ну да, видели. Досмотр провели, записали, все чин по чину.
Тут егерь практически дословно пересказал то, что сказали нам таможенники. И приправил это своими страшными историями о том, как злые российские погранцы отправляли назад целые семьи, ехавшие к родственникам в поселок, расположенный в километре от заставы. О том, что дорога полностью убитая, что «на этом» мы вряд ли проедем, погранцы вчера еле на уазике проехали. Про страшную горную реку Хайдун, преграждающую этот 30-ти километровый отрезок пути ровно посередине. После дождей (которые идут уже неделю почти каждый день) Хайдун вспухает и становится непроходимым. Что весной при переправе в нем утонул человек и так далее... В общем, все его речи сводились к тому, что нам надо ехать назад. Но мы были тверды в своей решимости сунуть голову в пасть льву, поэтому егерь сдался, переписал в журнал наши паспорта и открыл шлагбаум. Началась Российская земля.
3. Эх, дороги
Сначала российская дорога совершенно не отличалась от казахстанской, все та же сносная лесная колея. Все-таки чувствовалось, что когда-то мы были одной страной. Даже появлялись мысли о всеобщем заговоре – мол, сговорились всех отваживать, чтоб не пускать в свои земли заповедные, а на самом-то деле дорога нормальная.
Никаких следов строительства здесь уже не наблюдалось. Интересно, тогда получается, что Казахстан строит дорогу в никуда, зарывая в землю миллионы тенге?
Через пару километров случилась первая засада – я не заметил коварно замаскированную посередине колеи каменюгу и машину сотряс ощутимый удар. «Где-то мы уже такое проходили» подумал я, вспомнив первый выезд на Делике в горы – поездку на Иссык-Куль. Стали заглядывать под днище – вроде бы ничего серьезного, защита, конечно, помялась, но осталась на месте. Можно продолжать путь. Лужи в колее становились все более глубокими, А время от времени дорогу пересекали бревенчатые мостики, которые уже давно перестали выполнять свою функцию, провалившись в ручей, над которым они были настелены.
Когда мы встречали такое препятствие, Олег выходил, становился перед машиной, и начинал показывать мне правильную траекторию. Надо сказать, что делает это он мастерски. Как настоящий Ростропович, он дирижирует так, что на дорогу смотреть совершенно необязательно, нужно лишь внимательно следить за его руками и выражением лица, и препятствие преодолевается без особого труда.
Постепенно лес отошел в стороны, и дорога побежала (а точнее – поползла) по обширным открытым пространствам, покрытым безумными травами и цветами. Укатанная каменистая земля сменилась раскисшей колеей, в некоторых местах размытой настолько, что провались туда колесо, можно было бы запросто перевернуться. Степаше стало невмоготу от внедорожных переживаний, и он решил на некоторое время погрузиться в анабиоз. Мы же с Олегом продолжали исполнять наши партии дуэтом.
Мне постоянно приходилось следить за тем, чтобы колеса Делики шли по гребню колеи. Впрочем, на размытой глине это довольно тяжело, поэтому несколько раз мы все же соскальзывали на дно. Но каким-то чудом или везением всегда за что-то цеплялись и выезжали. Моим штурманам даже ни разу не пришлось толкать машину. Здорово помогал отыскать верный путь также след пограничного уазика, прошедшего здесь накануне. Мы рискнули предположить, что он ездит здесь не впервые, поэтому знает, куда рулить. И оказались правы – неведомый пограничный водитель знал свое дело.
Тем временем, начался постепенный уверенный спуск, что предвещало скорую встречу с грозным Хайдуном. Игорь сменил Олега на штурманском посту и с энтузиазмом взялся за дело. Читая пограничный след как легенду и совмещая ее с реальной обстановкой, он то и дело командовал мне "левее, правее". Впрочем, иногда наши мнения не совпадали, и я выбирал собственный путь. Все-таки, судя по следам, уазик тоже конкретно застревал. Как-то нам попалось очень сложное место, проехав которое я сказал – в случае чего, обратно здесь мы поднимемся только на буксире. Но об этом позже.
В какой-то момент, сквозь звуки музыки (кажется, это был Rammstein), я услышал, что под днищем стало что-то скрежетать. Осмотр показал, что тонкая металлическая защита все-таки сорвалась с креплений. Впрочем, ко времени этого осмотра она уже представляла собой кусок скомканного железа, явно не подлежащего восстановлению, поэтому я решил на это дело наплевать. Как говорится в известном анекдоте: высохнет – само отпадет. Так оно и случилось – через некоторое время звуки из-под днища прекратились, лишний груз отпал сам.
После очередного поворота из-за леса показались какие-то строения. Большинство из них были полуразрушены, вокруг валялись обломки какой-то механизации, но около одного стоял грузовик Урал вполне целого вида. Когда мы проезжали мимо, Игорь заметил, что из Урала в дом тянутся провода. Видимо, здесь кто-то есть живой, к тому же с серьезным грузовиком. Это не могло не радовать.
Дорога из деревни спустилась к неглубокой речушке и... пошла прямо по ней. Некоторое время мы ехали по воде среди густого кустарника и выехали на берег бурной горной речки. Мы тут же перефразировали слова популярной песенки и спели: Хало, Хайдун!
Растолкав спящего Цыгана, мы стали держать совет. На вид Хайдун не выглядел таким грозным, каким его описывал егерь, явно просматривался брод, но все же мы решили отправить разведчика. Как обладатель наибольшего слоя подкожного утеплителя, вызвался идти Степа. Снял, чтобы не замочить, трусы, надел на ноги резиновые тапочки, задрал майку и шагнул в ледяную воду.
Когда он дошел до другого берега по месту предполагаемого брода, мы увидели, что вода все время доходила ему выше колен, что в принципе, не внушало опасений. Обратно он прошел выше по течению, там было несколько глубже, но тоже вполне для нас проходимо. Игорь здорово замерз во время своего отважного похода, поэтому мы заблаговременно включили на полную катушку печку.
Решили ехать чуть наискосок, вниз по течению. Я включил пониженную передачу и потихоньку спустился в русло реки. Уверенно переваливалась по речным камушкам, Делика переехала Хайдун, как очередную лужу. Ну что ж, очередная маленькая победа и пройденный этап.
За рекой снова начался подъем, дорога стала снова укатанной и каменистой. То и дело ее пересекали громадные глубокие лужи от вчерашних дождей. Игорь по прежнему командовал, в какую сторону мне рулить, Олег снова завалился спать. Миновав подъем, мы снова выехали в долину, как две капли воды похожую на две предыдущие. Снова те же размытые колеи и высокие травы.
Но вот долина закончилась и дорога, которая стала резко уходить вниз, стала представлять собой два ручейка с очень скользкими берегами. Я снова включил пониженную, а мой штурман начал ощутимо нервничать. Видно было, что ему не по себе. Мной же уже давно овладело чувство здорового пофигизма, я был совершенно расслаблен и не придавал состоянию дороги особого значения, продолжая полуавтоматически совершать правильные манипуляции рулем, педалями и ручками коробки передач и раздатки. Меня больше беспокоили предупреждения о закрытости границы. Ведь если даже мы справимся с природой, то обычные бюрократы могут свести на нет все наши усилия... Как не пустили когда-то Пржевальского в Лхасу, когда он уже почти дошел до нее. Впрочем, эти мысли я тоже запихивал поглубже.
Это, пожалуй, был самый трудный участок нашего пути. Любой автомобилист знает, насколько спуск тяжелее и опаснее подъема. У нас же была тяжелая груженая машина, с высоко поднятым центром тяжести – на крыше лежало около 130 килограммов. Осторожно, как мог, я медленно направлял наш танк (с этими хлыстами на крыше, Делика здорово на него смахивает) все ниже и ниже по скользкому склону. Опасность соскользнуть в колею и застрять здесь сменилась опасностью того, что начнется неуправляемое скольжение вниз, нас развернет, и мы упадем на бок. Поэтому иногда я намеренно съезжал в колею, когда она была не особенно глубокой – ведь если что, сила гравитации помогла бы нам вылезти.
Когда спуск уже сходил на нет, случилось первое за всю дорогу более-менее серьезное застревание. Посередине особенно крутой ступеньки машина вдруг просто остановилась. Вроде бы ничего не мешает, впереди почти ровная дорога, машина стоит под углом 15 градусов вниз, а колеса буксуют. Причем все. Странное дело. Заглянув под машину, мы поняли, в чем дело. Мы напоролись на толстое бревно, оставленное кем-то из застревавших в этой колее. Оно вздыбилось, упершись одним концом в землю, другим – в поперечную балку, и мы повисли на ней, как медведь на рогатине. Оба штурмана начали чесать репы в поисках решения, а я сел за руль и попробовал подергать машину. И, странное дело, после нескольких поворотов руля, казавшаяся несколько минут назад плотно засевшей, машина плавно снялась с бревна и поплыла дальше.
Спуск уже почти закончился, как вдруг то место, где мы собирались проехать, снова стала дорогой в общепринятом понимании этого слова. Слева показалась какая-то ограда (как мы потом узнали, весь Горный Алтай покрыт такими заборами – за ними свободно пасутся маралы, составляющие основной вид деятельности горных алтайцев). Мы поняли, что скоро нас ждет встреча с российскими пограничниками.
3. Граница на замке
- Ребяяята! Как мы рады вас видеть!!!
Это были первые слова, которые мы произнесли, когда из небольшого зеленого вагончика, стоявшего по левую сторону дороги вышли двое солдат с автоматами. Шлагбаума рядом с вагончиком не было, но все-таки мы решили около него остановиться. Уж больно он напоминал контрольно-пропускной пункт. Так оно и было. Выйдя из машины, радуясь первым живым людям после безумного перехода, мы были готовы расцеловать этих парней. Казалось, все трудности позади, но...
- Вы откуда и куда? Поинтересовались слегка удивленные бойцы.
- Да вот, спортсмены мы, едем соревноваться – я снова вытащил нашу Магическую Бумагу-Приглашение.
Оба внимательно ознакомились с ней.
- Казахи?
- Они – да – киваю на Олега с Игорем – а я – россиянин.
- А машина?
- Машина казахстанская.
- В общем так, ребята... граница официально закрыта со вчерашнего дня. Не знаю, как вас казахи пропустили, ведь наше начальство вчера к ним ездило договариваться, но путь отсюда у вас один – назад.
Мы не верили своим ушам. Наши худшие опасения сбывались. Но сдаваться мы не собирались. Сначала мы пробовали поуговаривать солдат. Впрочем, быстро поняв, что это бесполезно, попросили их связаться с начальством. Один зашел за сосну, стоявшую поодаль от вагончика, и стал на нее кричать. К сосне была приделана радиостанция, отличавшаяся ужасным качеством связи.
Мы приготовились к долгому ожиданию, но как ни странно, уже через 10 минут на дороге показался армейский уазик. Из него вышел деловитый майор, на вид похожий на казаха. Задав те же вопросы, что и солдаты, он прочитал Приглашение и... слово в слово повторил то, что сказали они. Вы опоздали на сутки. В связи с необорудованностью поста и плохим состоянием дороги, было решено полностью закрыть пропуска «Карагай». Таможенники снялись и уехали вместе со своим вагончиком. Возвращайтесь назад.
Дело принимало совсем дурной оборот, но раз уж на этом уровне все не решалось, то надо было пробовать достать до уровня повыше. Мотивируя тем, что назад нам все равно физически не заехать (что было совершеннейшей правдой) мы с трудом упросили сопроводить нас до того места, где есть связь – мы будем дозваниваться до организаторов соревнований, до начальства, до президента путина, кого угодно. Несмотря ни на что, российские военные все-таки не лишены здравого смысла и нам приказали следовать за уазиком на заставу.
Застава располагается на краю небольшого мараловодческого поселка Карагай, расположенного в пяти километрах от КПП. Когда мы приехали туда, нам сообщили, что во всем поселке нет электричества, соответст