ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ОБЪЯВЛЕНИЯ ЧИТАТЬ ПОЛЕТАТЬ ФОРУМ ФОТО ОБУЧЕНИЕ МЫ

Будь выше!

Будь выше! (оригинал статьи лежит на сайте http://airwalker.secondpilot.net/)

Здесь я хочу сосредоточить внимание на основных моментах, которые позволяют пилоту быстро набирать высоту и удерживаться в положении "выше всех", в различных метеоусловиях. В определенном смысле материал частично повторяет, некоторые моменты, упомянутые в других статьях и материалах AirWalker, но представленные под другим углом зрения.

Цели, которые ставят перед собой пилоты-парители весьма разнообразны. В песне поется: "Есть одна у летчика мечта...", но любой "воздушный волк" скажет, что самая желанная мечта и цель у парителя-профессионала все же не высота, а дальность его полета, умение пройти заданный маршрут с максимальной скоростью, умение вернуться к точке старта...
Но это потом. И статью я назвал "Будь выше" потому, что все-таки песня права! Высота - первична. Большая высота позволяет безмоторному аппарату пройти большее расстояние. И умение набрать большую высоту и в добавок за меньшее время, является определяющим в любом полете (не говоря уже о том, что высота всегда была залогом безопасности любого полета).
Итак, о некоторых правилах, которыми обычно пользуются пилоты для быстрейшего набора высоты.
Самое общее это: делайте ваш полет максимально активным в любую погоду. Что это значит? А то, что находясь в воздухе вы должны всегда находиться в одном из двух состояний: либо вы ищите восходящий поток, либо вы его обрабатываете и набираете высоту. Третьего не дано. Хотя нет. Теоретически существует и третье состояние - это ожидание потока или пассивный поиск. Но на практике существует пожалуй лишь одна ситуация, когда это может быть оправданно. Поэтому, чтобы не возвращаться к этому (третьему) состоянию, скажу, что ожидание бывает оправдано в слабую термическую погоду, когда термики встречаются редко, отрываются от своих триггеров (вершин холмов, скошенных полей и т.п.) не часто. В этом случае, если у пилота мало высоты и он находится над местностью, которая "гарантирует" сход потока, и при этом ему удается удерживаться в нулях (т.е. без снижения) или с незначительным снижением, используя небольшой подъем воздуха, который почти всегда присутствует над гарантированными триггерами, имеет смысл дождаться отрыва более крупного пузыря теплого воздуха, который позволит набрать высоту достаточную для продолжения пути. (Подобные ожидания в динамическом восходящем потоке мало оправданы.) Сами видите, очень много "ЕСЛИ"!
Теперь вернемся к поиску и обработке потока. Еще раз подчеркнем, что многие пилоты, которые уже прекрасно пилотируют летательные аппараты и могут показывать всякие "чудеса", в полете на выигрыш высоты не могут достаточно длительно сосредоточиться на двух упомянутых основных моментах. Как бы тривиально не звучали мои слова, но это так. Существует огромное количество внешних и внутренних отвлекающих факторов, которые отбирают у нас кусочки внимания (от неудобно подвешенных приборов до толпы зрителей или простого желания кому-то что-то показать). Реальные полеты требуют многочасового внимания и часто не допускают отвлечения даже на несколько минут или секунд, поскольку именно в этот момент можно и пропустить тот единственный "термик дня", который позволит вам оказаться выше всех.
Вот именно с повышенного внимания и начнем "выигрывать высоту".
Вы приехали на полеты, с вами друзья и знакомые, кроме того на летном месте вы встретились с другими пилотами, вы с ними контактируете целый день. Все это совершенно не способствует вашим рекордам. Конечно, отвернуться от всех, ни с кем не здороваться, и даже не смотреть скорее всего вам не удастся, тем более, что в общении можно нет-нет да и узнать чего-нибудь новенькое. Поэтому выработайте в себе ряд простых тактических привычек. Одна из таковых - по-сто-ян-но следить за состоянием погоды. Приучите себя первым делом по приезду на гору (летное поле) и быстренько поздоровавшись со всеми (иногда даже можно поздороваться и позднее, вас поймут), уделить пристальных 10-20 минут на анализ текущих условий и понять тенденции изменения погоды на ближайшее время (я это делаю ВСЕГДА!). Причем делайте это именно для себя, а недемонстрируя всем своим видом озабоченность полетами (это тоже отвлекает вас). Теперь можете делать то, что вам нужно (общаться с другими пилотами, собрать ЛА и т.п.). Однако, не реже чем 1 раз в минуту,(если вы не в полете, конечно, поскольку там это нужно делать постоянно) вы должны уделитя внимание летным условиям, погоде и обстановке на дельтадроме. Если вы этого не делаете, то вы пропустите погоду!
Поначалу это делать нелегко, особенно, если вы (а большинство пилотов такие) увлекающаяся личность. Однако поработав сезон-другой вы будете это делать автоматически. Начните же с того, что каждую минуту отрывайте взгляд от того, чем вы сейчас заняты на земле и просто бросайте его на любимую вашу местную погодную примету. Ваше внимание вскоре начнет следовать за глазами. Со временем вы будете успевать одним взглядом оценивать все существенные изменения произошедшие за последнюю минуту и, следовательно, прогнозировать обстановку. Научитесь даже увлекшись беседой с симпатичной девушкой всегда знать, что происходит в небе! (потренеруйтесь также здесь :)) ) Это все касается подхода к полету. В дальнейшем мы будем подразумевать, что вы постоянно контролируете обстановку и, в общем-то, не пропускаете наиболее удачных моментов для старта. Для постороннего человека, ваша манера общаться на летном поле может показаться не очень вежливой. Вы вдруг прервав разговор на полуслове бросаетесь в подвеску, и вас, как говориться, след простыл. Но и этот момент можно довести до совершенства, успевая сказать две-три завершающих фразы разговора или просто извиниться перед собеседником (все летающие же вас поймут, о них не беспокойтесь).
Теперь конкретнее. Стартуйте только тогда, когда вы уверены в том, что условия благоприятствуют удачному старту и быстрому набору высоты. Я , практически, никогда не стартую, если не предполагаю, что у меня будет набор, или не буду убежден, что условия для старта наилучшие. Последняя фраза отнюдь не означает, что стартовать нужно один раз в день просидев на горе несколько часов в напряженных "вычислениях". Частоту стартов нужно подгонять под периодичность прохождения термиков через точку старта. Вы ведь уже знаете, что моменты наиболее благоприятствующие набору высоты прямо со старта повторяются в зависимости от погодных условий и времени суток, в среднем, каждые 5-20 минут. Так ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ЭТИМ! (именно поэтому желательно по приезду на полеты понаблюдать за погодой такое время, чтобы сразу знать периодичность схода потоков). Периодичность схода потоков может быть и значительно большей, даже один раз в сутки. Это бывает в дни, с очень теплой погодой и сильной температурной инверсией (температура не падает с высотой а растет). Обычно такой поток сходит в средине дня приблизительно с 12 до 16 часов, и нужно быть максимально готовым к нему, как правило, все это время, хотя бывает и очень противно сидеть "в полной выправке" на жаре, но тут "или/или".
Оценив с самого утра периодичность стартов можно сделать так, что "бестолковые" полеты к коим относятся и полеты сверху вниз будут, практически, исключены. Зная, хотя бы приблизительно, момент прохода потока над стартом можно стартовать вместе с ним и совершать посадку одновременно с его уходом (если, конечно вам не удалось набрать достаточной высоты для полета по маршруту ) или даже чуть раньше, если вы осознали, что уже поток ушел, пока у вас есть высота и вы можете выбрать более удобное место для посадки.
Не совсем правильно думать, что нужно стартовать как можно чаще, чтобы попасть в поток. Нужно стартовать всегда, когда поток есть, а уж частоту не вам выбирать - ее выбирает погода. Исключите по максимуму затраты времени на занос аппарата с низа горы. Совершайте очередную посадку как можно ближе к месту старта, отдыхая и экономя, тем самым, время на прогнозирование следующих условий для набора. Именно поэтому, если с посадкой на склоне горы вблизи (ниже) старта у вас проблемы, то поработайте над техникой ее исполнения.
Помните! Вы сильно повысите ваши шансы на набор большой высоты, если периодичность ваших стартов и посадок будет соответствовать периодичности следования термиков. Совершая взлет одновременно с потоком вы, попадаете сразу в рабочую зону и можете начать его центровку не тратя время на поиски в воздухе, где ваше внимание расходуется и на управление ЛА. Есть, конечно, стиль полета, когда потока ждут в воздухе находясь в динамическом потоке над горой, но в этом случае вы тратите силы и время не всегда неэффективно. Дело в том, что, как уже упоминалось выше, пилоту необходима постоянная концентрация внимания, как во время поиска потока, так и во время набора высоты. По собственному опыту я знаю, что после двух часов нахождения в воздухе (хоть подряд, хоть по 15 минут в течение дня) накапливается усталость. Причем физическая усталость как правило не мешает летать без ограничений (особенно на параплане), но, ОДНОЗНАЧНО, притупляется внимание и начинаешь просто "мазать" (пропускать потоки, нарушается контроль за скоростью, начинаешь делать неточные развороты в центрах термиков и т.п.). У разных пилотов разной квалификации и физических данных период времени, когда он может поддерживать максимальную концентрацию внимания (а именно это нужно при попытках раскрутить термик с малых высот) могут сильно отличаться, (от 0 до 4-х - 5-ти часов и более). Но даже, если у вас прекрасные способности к концентрации подобного рода, переутомляться не следует, пусть лучше усталость застанет вас уже на маршруте на высоте 2000 м и под облачной грядой 50 км длиной и шириной зоны подъема 500 м. Недаром все чемпионы маршрутных полетов пытаются не "висеть" по часу над горой в динамика, а уходить в течение первых 10-ти минут.
Короче. Стартуйте с потоком и работайте с максимальной концентрацией внимания и максимальной активностью, садитесь, как можно ближе к предполагаемому месту следующего старта. Находясь на старте постоянно (не реже 1 раза в минуту!) контролируйте обстановку, прогнозируя следующий старт. Ну, вот. Вы вычислили момент старта и подняли купол (поставили крыло на поток). Никогда не стартуйте тут же. Всегда проверяйте на старте свои вычисления. Пощупайте крылом воздух. Поднимающийся воздух наклоняет крыло вперед, уменьгая угол тангажа по отношению к поверхности земли (аппарат будто пытается убежать от вас вперед и тянет вас вперед и немного вверх, очень похоже когда тянут "за шиворот"). Стартуйте только когда почуствуете ЭТО! Если же крыло пытается завалиться назад, и вам нужно на него сильно налегать для удержания на потоке - не стартуйте НИКОГДА! Это классический "НИСХОДНЯК". Ждите следующего потока!
Очень часто молодые пилоты пытаются стартовать в тихую, но термическую погоду тогда, когда "наконец-то" подует стабильный ветер, надеясь на динамический поток. Они забывают, что такое бывает только тогда, когда поток уже далеко ушел. Ровный и стабильный ветер - это ни что иное как "хвосты" термика, это холодный нисходящий воздух замещающий оторвавшийся термик. Старт в такие моменты часто приводит к посадке под горой, поскольку помимо того, что воздух холодный и нисходящий, так еще и его сила постоянно ослабевает (начинается пауза между потоками). При этом даже возможный динамик от горы может значительно потерять свою силу, особенно на пологих склонах . Не раз приходилось наблюдать, как пилот, стартовавший в такой момент, безуспешно пытается найти подъем среди постоянно уменьшающего свою скорость холодного потока. Выход здесь обычно один - совершить посадку сразу, как только осознаешь ошибку - меньше прийдется тащить аппарат (это очень просто выполнить особенно для парапланов). А лучше всего опять-таки стартовать вовремя. Тогда, когда отрываются первые пузыри и стабильного потока еще нет, но есть мягкие порывы теплого воздуха меняющегося направления и силы и все прочее, о чем говорилось ранее. Несколько слов об обработке термических потоков у земли.
Самое главное и самое сложное - сделать превую спираль. Если пилот стартуя прямо в поток, тем не менее, за все прохождение термика мимо старта не сделал ни одной спирали, то шансы на большой набор у него равны нулю. Набрать высоту можно только в спирали или же в траектории полета сходной с ней.
В слабую погоду или при старте с невысоких холмов пилот, далеко не всегда, наткнувшись на термик имеет необходимый и безопасный запас высоты до земли, для выполнения полного разворота на 360 градусов. Однако, если он хочет "зацепиться" за поток, то делать это, в тот или иной момент прийдется (В противном случае нечего "обижаться", что "все улетели, а я остался :((" ).
Чем раньше делается первая спираль (ради бога, только не в ущерб безопасности!), тем больше шансов удержаться в потоке, поскольку его центр с каждой секундой все выше и дальше. Если руководствоваться правилом минимальной высоты для начала выполнения спирали, то поток может и уйти, пока вы наберете свои, дающие гарантию 30 метров. (Конечно в высоких горах можно отойти от склона по дальше и спокойно крутить себе, то что вздумается, но речь идет не о высоких горах с крутыми отвесными склонами в сотни метров).
Снизить высоту входа в спираль практически до уровня старта можно и нужно, если выполнять ее в центре термика. При этом можно и не иметь 30-ти метров. Достаточно пролететь в потоке несколько секунд, с тем, чтобы удалиться от края потока на такое расстояние (см. рисунок ниже), при котором вся спираль целиком уложится между точкой, где вы находитесь и точкой входа в поток.
Не совсем понятно?
Еще раз и другими словами: Допустим диаметр вашей спирали (зависит, конечно, от ваших умений и ваших оценок термических условий) 28 м, а скорость аппарата 7 м/с. Это значит, что почуствовав (или отметив по приборам) подъем пилот должен начать отсчитывать время. Если постоянный подъем без разрывов и провалов с силой, допустим 2 м/с, продолжается 28 / 7 = 4 сек. подряд, то это значит, что закрутив спираль диаметром 28 метров, спустя эти самые 4 секунды, пилот может быть практически уверен, что вся она уложится внутри границ зоны подъема. Это в свою очередь значит, что при длительности вашей спирали, скажем, 13 секунд и скороподъемности 2 м/с вы наберете 26м! (против 8-ми, если просто пересекать термик по прямой). (Конечно подсчет грубоват, скороподъемность меняется от периферии потока к центру и зависит от угла крена ЛА на спирали, но для общих пояснений нам точность не сильно важна). Из всего этого следует, что пилоту нечего опасаться посадки по ветру на малой высоте после первого же разворота на 180 градусов.
Теперь подытожим последние пару абзацев. Если пилот уверен, что вся его спираль уложится внутри термика, а значит будет восходящей или, хотя бы, в нулях (без потери высоты), то он ничем не рискует, закручивая спираль, буквально, прямо со старта (4сек!). ПОДУМАЙТЕ!.. Еще один момент, косвенно подтверждающий необходимость старта одновременно с восходяшим потоком. Помните, что удержаться в положении "выше всех" легче, чем выбираться наверх из толпы снующих аппаратов, особенно, если работа идет на предельно малых высотах. А выбраться наверх легче, если поток именно "ваш", т.е. вы его сами вычислили и первые начали обрабатывать. Пытайтесь всегда делать так, чтобы поток был ВАШ! Если ниже вас находятся другие аппараты, то вы получаете дополнительное преимущество, поскольку по их полету прекрасно видно, где, кого и как поднимает, а где находятся нисходящие области. Вы видите структуру воздуха и, то что происходит в воздухе именно с летательными аппаратами, а не с косвенными приметами и объектами , типа пушинок, пыли, птиц и т.п. Не стоит мешать пилотам, которые подтянулись к найденному и обрабатываемому вами потоку, особенно, если они ниже. Это ваши помощники (хотя стоит помнить, что каждый дополнительный ЛА в одном и том же потоке частично уменьшает его силу и скороподъемность. Один два ЛА кроме вашего - это оптимум). Таким образом, вы можете занимать более выгодное положение в потоке. Кроме того, имея дополнительный запас высоты, можно позволить себе поиск потока на большей территории в случае его потери, следовательно, шансов найти его снова или дождаться следующего, также выше. Из этого следует еще один небольшой вывод: Если умеешь быстро занимать положение выше всех в толпе, то для реализации всех преимуществ этого "положения" лучше иметь более быстроходный ЛА. На скоростном ЛА легче "прыгать" от пузыря к пузырю с меньшей потерей высоты (правда раскручивать узкие термики на быстром аппарате сложнее, но тут уж пилот должен сам выбирать себе "коня" по способностям и желаемому уровню устойчивости). Обратите внимание, что в данном материале я абсолютно не говорю о технике пилотирования, (ну разве единственно, что она должна быть хорошей). Все то, что описано в данном файле касается тактики и стратегии. Поскольку выигрывать позволяют именно они, а техника пилотирования, это лишь инструмент и необходимое, но недостаточное условие.
На этом я пока поставлю точку, но не потому что материал статьи исчерпывающий. Просто, за один раз рассказать о всем невозможно. Нюансов и хитростей превеликое множество. На данную тему уже было сказано кое-что в других статьях из библиотеки AirWalker и будет говориться дальше. Ни один материал на подобную тематику все-равно не будет обладать стопроцентной полнотой. Знания всегда собираются по крупинкам. Так что, удачи!
PS. Материал этой статьи можно принимать "близко к сердцу" только пилотам, которые имеют хорошую и отличную технику пилотирования своего ЛА. В противном случае, с точки зрения безопасности лучше поработать еще некоторое время над пилотированием в чистом виде (лучше с инструктором), поскольку грубые попытки выполнить некоторые радикальные маневры, которые иногда необходимы для работы с термиками на малых высотах, не допускают ошибок пилотирования.

Игорь Калашников
Небо открыто для всех - постучи и войди.
И не забудь вытереть ноги