Ошибки начинающих пилотов.
(из реальной практики обучения)
Здесь кратко описаны некоторые ошибки, которые совершают курсанты при обучении на безмоторных крыльях (ДП и ПП), а также даны некоторые рекомендации по их устранению. Материал данного файла, возможно, будет дополнен по мере выявления новых систематических и широко распространенных ошибок.
Технические ошибки.
"Запрыгивание" на ЛА.
Выражается в том, что пилот при старте, пытаясь оторваться от земли, подпрыгивает вверх и, после этого уже сверху вниз, "плюхается" в подвесную систему. Это плохо тем, что, если поздушная скорость ЛА мала и не достаточна для того, чтобы нести вес пилота, происходит резкая просадка ЛА вниз и, как правило, касание земли с падением. В некоторых случаях падения удается избежать за счет своевременного увеличения скорости или при старте с очень крутого склона, однако это, в любом случае, плохая практика.
Эту ошибку совершают практически все учлеты. Чтобы ее устранить, необходимо курсанту и инструктору специально проследить за таким моментом. При разбеге вектор тяги (направление приложения сил пилота к крылу) должен быть всегда направлен вниз под небольшим отрицательным углом к поверхности земли. Другими словами, пилот должен стремиться прижимать крыло своим весом к земле при постоянном ускорении, предоставляя, тем самым, крылу возможность самому оторвать пилота по достижении необходимой скорости.
Торможение ногами о землю на посадке.
Пилот не гасит (вообще или слабо гасит) скорость ЛА до касания ногами земли на посадке.
Ошибка соответствует человеческой природе. Человек привыкает от рождения к контакту с землей и к тому, что все любые изменения положения своего тела в пространстве (разгон, ускорение, повороты и т.п.) нужно совершать с опорой на землю. Оказавшись в воздухе - это нужно забыть раз и на всегда. Ваша опора - это воздух.
Особых рекомендаций по устранению здесь нет. За мелкими деталями лучше обратитесь к своему наставнику, который может визуально пронаблюдать за вами на посадке и помочь откорректировать ваши действия. Самое главное, это не забывать на малой высоте быть предельно внимательными и, своевременно, до контакта с землей, гасить свою скорость крылом о воздух (отдавая ручку на ДП или зажимая клеванты на ПП). Пилот должен понимать, что даже в абсолютный штиль можно без особых проблем посадить ДП или ПП "в точку" (без пробежки). Поэтому, если у пилота 20% и больше от всех его посадок заканчивается пробежками, посадками не на ноги и т.п., то это уже повод, чтобы уделить посадочному режиму больше внимания.
Опережение учебного графика и преждевременные попытки оторваться от земли.
Эта ошибка тесно связана с предыдущей и относится, в основном, к инструкторам.
Не заставляйте курсанта (не давайте ему возможность) отрываться от земли и начинать свой первый полет, если он не научился "тормозить" крылом о воздух при пробежке.
Остановка своего движения с помощью торможения крылом о воздух легко отрабатывается с подцепкой к ЛА и без отрыва от земли при пробежках всего за 10-20 минут тренировки и избавляет от многих неприятностей, особенно начинающих дельтапланеристов, где полетные скорости достаточно высокие.
Старт с креном можно отнести сюда же. Если пилот не может сделать нескольких шагов, чтобы не завалить крыло в сторону, то с этим надо работать на земле, а не в воздухе.
Нужно помнить, что основной критерий, позволяющий увидеть, что курсант готов совершить свой первый полет - это его способность удержать ЛА на потоке некоторое время (хотя бы 1-2 мин.) без отрыва от земли. Не ускоряйте учебный график!
Пилот плохо держит курс и заходит на посадку "не против ветра".
Пилот не правильно выбирает (или не выбирает вовсе) направление захода на посадку, в результате чего садится под углом к ветру или, даже, по ветру.
Рекомендация здесь такова. Если пилот не может пока определять направление ветра при посадке быстро и самостоятельно, находясь в воздухе, то он (или его инструктор) должен определять посадочный курс и траекторию (маршрут) полета еще до старта и пытаться придерживаться ее в полете. Тогда виднее будут ошибки. Полеты при этом должны проводиться на малой высоте с продолжительностью до 1-2 минут. Нельзя идти дальше не отработав четко контроль курса. Вполне возможно, что курсанту необходимо еще побегать с ЛА по земле, чтобы научиться устранять крены и держать курс. Кроме того необходимо выбирать летные условия, высоту точки старта и, соответственно, максимальную высоту полета таким образом, чтобы время полета было ограничено и возможный неуправляемый разворот ЛА не мог быть больше чем 90 градусов.
Обычно максимальная высота полета для ДП, на которой еще обеспечивается исключение посадки по ветру составляет 3 - 4 м. При отсутствии сильной турбулентности и восходящих потоков во время полета на такой высоте (вниз и вдоль склона) ЛА, в большинстве случаев, просто не успеет отклониться от курса на значительный угол и, таким образом, совершить посадку по ветру с опасной скоростью - "скорость ЛА + скорость ветра". Для ПП же безопасную высоту определить труднее, поскольку он более чуствителен к скорости ветра и восходящим потокам. Начинающим парапланеристам желательно совершать первые полеты в погоду близкую к штилевой, 1-3 м/с, при тех же максимальных значениях высоты полета.
Разбег при старте под углом к склону.
Как это ни странно, ошибка довольно частая, однако на нее редко обращают внимание учлетов при обучении. Пилот начинает разбег вниз по склону, но в силу возникшего крена, который он не устраняет или устраняет не достаточно энергично, его курс постепенно меняется и через несколько шагов пилот уже бежит не вниз, а в сторону (вдоль склона). Склон не уходит вниз и, следовательно, у пилота нет ни малейшего шанса оторваться от земли. Он будет бежать, как по ровному месту.
Даже с боковым ветром такой способ старта не оправдывается. Здесь двигаться, в любом случае, нужно в сторону максимального уклона, крыло же при этом может стоять передней кромкой в направлении между направлением ветра и направлением вашего движения.
Ошибка устраняется и отрабатывается начиная со стадии пробежек и, по идее, должна на подлетах уже практически не проявляться. Для начала пилоту лучше выбрать курс разбега ориентируясь визуально по местности и, управляя кренами на разбеге, не отрываться от земли до тех пор, пока не выравняет крыло и не будет двигаться точно заданным курсом. При должном внимании к данной ошибке все быстро доводится до автоматизма и внимания в последствии не требует.
Опытные пилоты, конечно, допускают подобные "нарушения" осознано, пытаясь еще до отрыва от склона заложить разворот в ту или другую сторону, если им это нужно. Однако для нормального выполнения таких маневров необходим достаточный опыт и хорошее ощущение своего крыла. В конечном итоге пилот сам должен почуствовать свои возможности управления, а до этого момента лучше все делать правильно. Общий критерий для самооценки здесь может быть таким: если пилот хотя бы раз ощутил (испытал) движение или маневр, который был для него полной неожиданностью, то это сигнал к тому, что ситуация требует анализа и дополнительной отработки техники управления аппаратом. Последнее действительно для любых летных ситуаций и квалификаций пилотов.
Тактические и методологические ошибки.
Беспорядочный выбор условий и моментов для старта, полетов и маневров.
Это комплексная ошибка, которая проявляется во многих действиях пилота. Она наиболее типична для пилотов, которые недавно получили летные удостоверения. (они "пилоты", а значит летают, когда хотят).
Исправить ее можно лишь постепенно изменяя собственный подход к конкретным летным действиям и ко всей летной жизни в целом. "Когда хочешь", не всегда лучше всего. Особенно для парителя. Есть хорошая пословица - "Хорошие пилоты летают в хорошую погоду". Это, в данном случае, почти что руководство к действию. Нужно, по возможности, выбирать день, выбирать час, выбирать мгновеие и место, наиболее подходящие для поставленных задач и квалификации (Это, конечно, не значит, что нужно неделями ждать идеальных условий. во всем должна быть мера).
Вся беда в том, что за несколько практических занятий, которые требуются для освоения основных моментов техники пилотирования и обращения с ЛА, не возможно накопить собственный статистический опыт погодных и других условий и привить оптимальный подход к полету. Этому обычно не учат нигде и пилот должен сам обратить на подход внимание и работать над ним. Все это не менее важно, чем умение управлять ЛА.
Не бывает двух одинаковых дней и двух одинаковых восходящих потоков, а общие правила, даже будучи зазубренными, не всегда помогают, они требуют автоматизма и длительной практики. Поэтому после освоения чисто механических действий пилот должен все больше уделять внимания методике и статистике.
Основной совет: делайте все медленнее. Оставляйте себе больше времени для выработки и принятия правильного решения перед исполнением того или иного действия. Например:
- Готовьтесь к полету и проверяйте технику накануне, а не перед самым выездом.
- Каждый день следите за прогнозом погоды.
- Спокойно подготовьтесь к полету и обязательно дайте себе 15-20 минут перед стартом только для того, чтобы оценить структуру воздуха и динамику изменения погодных условий.
- Заходя на посадку выровняйте ЛА на большей высоте с запасом.
- Пусть в данный летный день, кто-то (не вы) совершит первый полет.
И т.п...
При желании вы сами разовьете тему и продолжите этот список.
Не позволяйте себе на этапе освоения новых летных элементов и приемов действовать быстрее, чем успеваете осознать, что вы делаете. Это верно не только с точки зрения качества полета, но и с точки зрения безопасности. Развивайте скорость летного мышления и его подсознательность постепенно, но обязательно развивайте.
Если вы думаете, что потеряете часть летных дней и часов из-за своей медлительности, то это абсолютно не правильно. (Как уже говорилось, не доводите ничего до абсурда). Возьмите, к примеру, любой случай, когда поспешно стартовав, пилот забывает что-то застегнуть, взять с собой какой-нибудь прибор, не попадает в поток, рано стартовав, а после долго возвращается на старт пока все летают и т.п. Нужно просто реорганизоваться и делать все (от непосредственного пилотирования до прогноза погоды) вовремя и с небольшим запасом.
Бесцельность полета.
Скрытая и трудно распознаваемая ошибка. Этим грешат в большей или меньшей степени абсолютно все пилоты без исключения. Даже профессионалы тоже попадают в это состояние. Для начинающих - это, вообще, норма, хотя об этом они даже не догадываются, и опытный инструктор не всегда может заметить.
Поэтому контроль здесь должен исходить в первую очередь от самого пилота.
Выражается ошибка в том, что пилот совершает свои полеты в течение дня абсолютно не анализируя их. Он выполняет, маневры и перемещения в пространстве не направленные на достижение какой-либо, пусть даже самой простой, цели ("как заведенный") . Его полеты похожи один на другой как два одинаковых движения в современном танце на молодежной дискотеке. При этом он может быть бодр и весел, не совершать других технических ошибок, параллельно общаться с товарищами и т.п., но тем не менее он совершает эту самую ошибку. Тело пилота работает само по себе, а сознание находится либо в отвлеченном состоянии (свои мысли, внешние отвлекающие факторы) либо в состоянии некого "анабиоза". Если это вовремя не заметить и не научиться постоянно сосредотачиваться на выполненпи конкретных действий, то день (а то и целый сезон) может пройти в пустую и на следующий раз пилот будет летать не лучше, чем в предыдущий. Кроме того при достаточно большом количестве таких полетов в течение дня могут измениться погодные условия, и пилот не будет в состоянии быстро отреагировать на них.
Безусловно это имеет под собой психологическую основу и достаточно индивидуально для разных людей. Но подвержены этому все. Одни могут выходить из "анабиозного" состояния самостоятельно, другим нужно напоминать.
Решение простое. Исследуйте себя на этот счет и примите меры. Подчините свои действия, связанные с полетами, четким целям, не работайте над всем сразу. К примеру:
- У вас затруднения на старте и посадке - основное внимание их обработку.
- Погода термическая - все силы и внимание на работу с термиками (максимальный набор или маршрут и т.п.).
- Погода спокойная (динамик) - отработка элементов пилотажа и техники управлениия (допустим, плавный разворот на 180 градусов одним управляющим движением).
- Вы (по любой причине) сегодня (сейчас) не летаете - следите за изменением погодных условий, наблюдайте за ошибками других, накапливайте свою статистику.
- и т.д.
Всегда нужно помнить, что цели всегда должны соответствовать опыту, и оборудованию для каждого конкретного пилота, а таже другим условиям.
Хочется дополнительно подчеркнуть самую главную ошибку.
Подавляющее количество молодых пилотов слишком сильно увлекается самим состоянием пребывания в воздухе и после первых же отрывов от земли напрочь перестают заниматься совершенствованием техники исполнения тех или иных маневров, правил, изучать теорию и статистику. Поэтому остановитесь и подумайте над последним пунктом еще раз. Чем раньше все замеченные ошибки (не только те, что описаны здесь) будут вами устранены, тем лучше, поскольку любая ошибка доведенная до автоматизма может стать хронической и преследовать пилота на протяжении всей его летной карьеры, периодически создавая трудности или опасные ситуации. Старайтесь сделать процесс вашего совершенствования непрерывным.