В воскресенье, как водится у нас в клубе после набора нового народа, спланировали выезд в Чебаркуль, на учебный дельтадром Боровое. Добровольно вызвался быть руководителем полётов (РП) или как у нас ласково величают РеПойJ
Проснулся как собирался, не считая того что Один (такое грустно-веселое существо, очень умное, хитрое и похожее на таксу, наверное он так маскируется) разбудил в 4 утра с воплями вопрошая пойти прогуляться, уж очень видите ли ему надо было. Спросонья позавтракал, оделся как на обычный день в городе, в котором есть места куда можно зайти погреться (некоторые называют такие места «походом в гости», я обычно называю их «походом к друзьям» или «заползти в компоклуб»), в общем, организм не воспринял угрозу задубеть находясь целый день на свежем воздухе, как реальную, видимо пребывал всё ещё в дрёме, и отправился в дорогу легко одетым с Одином в охапку.
На подходе к вокзалу встретил интересный народ с подвесками и шлемами, сразу почему-то подумалось: «Наши…».Дальше толпа стала увеличиваться и к месту сбора ( табло у пригородных касс) подошла толпа человек так 10. Но под табло нас уже ждали – их было больше и у них были дельтики в 2-х метровых пакетах. После приветственных речей и дружеских рукопожатий ломанулись за билетами. Основной целью покупки билетов у народа было - отмазатся от контроля в электричке малой кровьюJ, практически у всех получилось. После покупки билетов дружной толпой, которой окружающие уступали дорогуJ, двинулись к электричке. В нашем любимом 4-ом вагоне было как всегда тепло и светло, вот при свете-то и выяснилось, что не хватает одного «Стимула» ( такой УТ-шный аппарат). Началась работа мысли – вспоминали кто его забирал из клуба накануне вечером и как теперь до этого чела дозвонится (благо народ у нас практически весь мобильный теперь). У меня как у порядочного РеПы все ходы записаны, сразу нашли по списку кто этот опозданец и засоня, и только я собрался дозвонится до него (телефон обнаружился путём хитрых комбинаций и перезвонов), чтобы сообщит зашифрованные инструкции, как добраться до дельтадрома в одиночку и найти нас ( целый курс молодого бойца), как у меня зазвонил телефон, высветился незнакомый номер, и голосом к сожалению не слона, а опоздавшего учлёта говорит: « Это я, такой-то, такой-то, опоздал, но успел. Сейчас еду, наверное даже с вами, вы ведь в электричке до Миасса?»,- невольная лыба озаряет моё лицо,- «Да, правильно, угадал», - говорю, - «Жди помощь, скоро будем, ты в каком вагоне?», - «Второй с конца.» « Хорошо.» Нахожу добровольцев и команда спасения двигается на выручку. Минут через 15 приносят…дельтаплан и следом за ними учлёт. После радости встречи и того что все в сборе мимоходом удивляюсь откуда просочилась информация о моём номере сотового, я ж его никому из новичков не давал, да и из старичков его мало кто знает.
Ну всё, едем. Народ развлекается как может: травит байки, привязывает людей к сиденьям, которые пытаются спать ( люди естественно, а не сиденья), кто-то заполняет плановую таблицу ( там отразятся наши достиженияJ), кто-то сдаёт предварительную подготовку, потому что не был в клубе вчера вечером, а кто-то за всем этим безобразием наблюдает…
А вот и станция «Чебаркуль». Десантируемся мелкими группками по 5 -10 человекJ Сгребаемся в толпу возле здания вокзала и пытаемся опознать в автобусе ПАЗ тентованную ГАЗель, не получаетсяJ Через пару минут приходит, то что вроде похоже – тентованная ГАЗель, да и водителя вроде зовут Владимир (вечером созванивался по номеру , списанному с записной книжки другого сотового,в которой он был обозван как «Газель Владимир Чебаркуль»J) Подхожу к водителю: « Нас тут немного больше чем я говорил – не 15, а 24…» « Ничего страшного, все влезете.»
Трамбуемся в кузов, под тент, закрываемся, едем. Правда не стоит так обобщать, у меня проездной в виде собаки и я еду в кабине;)
Вот и горка. Сто лет уже здесь не был (какой же я старый однакоJ). Какая-то нехорошая особь в человечьем обличии свернула триангулятор (такая штука, которой высоты отмечаются, насколько я в курсе), который мы использовали для установки колдуна (ветроуказателя, но на самом деле настоящий колдун, так как ветер он обычно не столько показывает, сколько направляетJ), эх-х-х, не видать теперь ветра по колдунуL
Высадка, точнее выгрузка – сначала выпадают пожёванные тела, потом менее пожёванные разгружают дельтики и шмотки.
Ползём к горе – эдакая змея из 24 человек, впереди Один, отважно прокладывающий дорогу. Чтобы ощутить всё величие зрелища желательно двигаться в голове колонны и обернутся с началом подъёма у подножия горы, что собственно я и проделал – красиво, особенно на восходе, только холодноJ
Располагаемся у берёзок, под горкой. Расстёгиваем чехлы дельтиков, чтоб они вымерзли, а в это время потихоньку отмораживаемся сами ( на улице -12 по Цельсию, лёгкий ветерок 1-2-3 м/с)J
Пятиминутное оргсобрание и приступаем к сборке аппаратов.
Часть инструкторов собирают свой дельт – ЧЛ-33,а другая часть контролирует сборку ЧЛ-24,31,34, кто где инструктурит. Напускаю на себя важный видJ,наблюдаю за всем этим безобразием, попутно отогревая задубевшего Одина, хотя не отказался бы если меня тоже кто-нибудь отогрел, потому как организм начал воспринимать угрозу отморозить нужные конечности (наконец-то, не прошло и полгодаJ).
Время ползёт к началу одиннадцатого, собраны ЧЛ-33 и ЧЛ-34, ЧЛ-24 уже ползёт в горку для разведки погоды, на ЧЛ-31 – косяк, забыли прикрутить верхний боковой тросик, заметили, когда попробовали поставить дельт, вот веселухаJ Оставляю народ – учлётов – веселится, сам ползу в гору, там уже стартует разведка, 30 секунд полёт нормальный, ветер слегка южит от западного направления, после посадки Санька – инструктор – со своей толпой учлётиков идёт искать место для занятий – побегушек-подлетушекJ
Честно говоря погду разведали чуть раньше – наш мякготелый собрат – Валера на своём параплане – Танго-26, причем он сообщил что ветер почти южный. Но в одной обе разведки сходятся –погода располагает бегатьJ
На вершинке просит старта ЧЛ-33 – Наташа, даю добро. «Наблюдаю полёт вольной птицы…» Н-да, с посадкой неважно.
А вот и мне задачку подкинули – надо облетать аппарат ЧЛ-34 после ремонта килевой трубы. Готовлюсь, стартую. Ухожу без проблем, птичка на редкость послушная, старый характер стал мягче. Лёгкий поворот вправо, ещё чуть вправо, всё как на ладони, 30 секунд счастья…но пора уже и обратно на землю, прибираю, подхожу к земле, ослабляю давление на ручку трапеции, держу, отдаю, посадка.
Подхожу с дельтом к ЧЛ-31, который всё ещё не собран, в процессе сборки слегка порвали парус, но жить будет.
После сборки всех дельтов распределяемся по территории дельтадрома и начинаем разъяснять азы полёта. Вроде бы объясняем одно и то же, но у каждого своя изюминка, каждый оттачивает свой стиль работы с людьми…
Время катится и наступает долгожданный обед ( незнаю как для кого, но я его ждал, видимо сжёг все калории завтрака на обогрев себя и ОдинаJ)Отправляю всех на обед и вижу свободный параплан, тут все мысли о еде куда-то улетучились разом, желание вспомнить как летать на параплане становится выше земного желания набить б желудок чемнть вкусненькимJ Давненько я не общался со своим старым другом. А свой норов он не потерял, нет. Всё так же легко выходит, так же рвётся в небо, не дожидаясь напраника в подвеске, но скорость мала, а пилот тяжёл, и снова зёмля не отпускает этих двоих из своих объятий. В конце-концов удаётся уговорить Танго меня подождать немножко и после небольших усилий даже подлететь.
Странный назойливый звук становится всё громче и вот я его уже различаю – щёлкает мой клювJ - обед то полным ходом идёт. В такт щёлканью начинает подвывать желудокJ Всё хватит издеваться над организмом, чтоб летать нужны силы, а для этого нужно употреблять какую-нибудь пищу, желательно не духовную, а из духовкиJ Именно какая-нибудь и осталась, когда я пришёл в лагерьJ, хорошо хоть первый выезд (еды много и практически вся вкуснаяJ), а то рисковал вообще без обеда остаться.
В одной и приехавших на горку легковушек поскуливает собак, выглядит он как рыбка в аквариуме, только те звуков не издаютJ Так что если бы я пришёл ещё чуть позже на моей совести был бы не один голодный желудок, а два – мой и ОдинаJ
Но всё обошлось и к концу обеда я сыт, а рыжий (Один имеет потрясный рыжий цвет своей шерсти) почти сытJ ( в эту кишку еда уходит как в рог изобилия, только там наоборот всё высыпалось, а тут маленькая локальная чёрная дыра для еды, причём избирательная, хлеб мы видите ли не едимJ).
Пара-братья в большом количестве приехали ещё до обеда. Показали народу мобильность своих ЛА (летательных аппаратов), а некоторые учлёты были в восторге от пашиного кренолина оранжевого цвета, когда тот поднимался в горку с собранным куполомJ
Практически в одно время с пара приехали крутые дельта – два Стелса – один «лысый», другой мачтовый.
Мачтовый заметно волнуется – его пилот первый раз с ним на горе, птиц не уверен в нём, а пилот в птице. Первое свидание это всегда волнительно, даже у людей, чего уж там говорит про птиц и пилотов. Пилот – Мишка – грамотный и осторожный человек, стартует с вершинки и почти сразу раскачивает аппарат. Чтобы получше представить себе ощущения окружающих вообразите себе своего самого лучшего друга после школы тореодоров на арене с матёрым быком, у которого на боку отметки - по одной на каждого покалеченного тореро… Всё обошлось, они нашли общий язык, посадка почти безопасная.
Лысый поуверенней в себе, пилот уже не впервые с ним летит, они даже понимают друг друга, правда ещё не до концаJ Женька слетает с небольшими поворотиками и садится в помпасах J ( ещё бы с таким качеством крыла).
В общем: Стелсы облётываются, Мишка пьянеет от эйфории ( есть от чего – птиц действительно хорош – красавец),парапланы тоже летают, погоды замечательная, все довольны.
Но вернёмся послеобеденному настроению. Среди обычных парапланеристов обнаруживается ещё и парочка «карлсонов», то бишь парамоторщиков. Санька достаёт свой красявенький мотор с хромированной выхлопной и народ весь в ожидании диковинного зрелища, не каждый день видишь живое подтверждение сказкам. Надо добавить, что Санька по комплекции очень похож на Карлсона, только ростом повыше будетJ Собрался, поднял мотор, надавил кнопку электростартера, движок скапризничал и завёлся со второй попытки, прогрел движок, поставил купол, ломанулся и ву-а-ля вот оно – привидение с моторомJ После пары кругов садится, и мы возвращаемся к нашим побегушкамJ
После обеда учлёты стали лучше слышать аппарат и уже практически не мешают ему лететьJ Видимо силы в руках прибавилось и мозг зарядилсяJ Заметно желание подлететь: кто-то даже подпрыгивает на пробежкеJ Терпеливо объясняю, что так делать не надо. Постепенно забираемся повыше, на максимальную по упражнению высоту ( 10 м.). Склон кривой, но удаётся убедить народ, что у них есть надёжный напарник в полёте, который поддержит их, если споткнутся, при условии, что сами халявить не будут.
Тем временем Макс на своём Росиче ( тот же Атлас, только называется по-другому) показывает мастерство пилотирования: проход на малой высоте (2 м. от мачты Стимула, стоящего на старте), посадка в створ между двумя аппаратами (расстояние около 15-18 м.)… За такие выкрутасы, особенно неосознанные, можно и от полётов отстранить. Но Макс в птице уверен, а птиц в нём – они одно целое, как будто у Макса выросли два белых крыла за спиной. Итог впечатляет – он сделал 12 полётов с 30-метровой горки за короткий (часа 4,5) лётный день.
Солнце прокатилось по небу, поворачивая за собой ветер, и решило уйти на покой. Мы вымотавшиеся, но счастливые тоже сворачиваемся. Решаю согнать аппарат в лагерь. Всё просчитано, единственное упущение – подвеска, которая меня в итоге и подвела… Старт – полный порядок, ухожу от склона, правый 90, ещё чуть, ещё, рулю на выбранное до полёта место посадки – по другую сторону тропинки к горе, с ближней сидит Макс, ковыряясь в разборке аппарата. Посадка по ветру, контроль полный, земля несётся навстречу, отдаю, касание, пробежка, запинаюсь (подколенные обхваты короткие), вспоминаю добрым словом изготовителей подвески и себя (за выборJ), аппарат начинает опускать нос, борюсь, потому всё медленно как при замедленном воспроизведении, ветер в хвост, не удерживаю аппарат, нос касается земли, аппарат ложится на мачту, вешу в трапеции как на заборе, умудрившись издать в верхней точке своей карусели какой-то нечленораздельный «Кар-р-р», чем привлёк внимание МаксаJ Отцепился, вместе сидим и ржёмJ
Собираемся, а вот и наша ГАЗель, грузимся, помогаем Максу скидать аппарат (чего-то он нетороплив при сборке разборке, наверное от большой нежности к своей пташке),селёдка в бочке готова к отправкеJ А мой проездной весь задубевший мелко подрагивает у меня на руках и торопится в тёплую кабинуJ
Водитель по пути на вокзал сетует на погоду, молча соглашаюсь – в голове крутятся события лётного дня…
20 минут и мы на вокзале. Опять покупаем билеты, забавное зрелище – подходит к кассе человек с пачкой студенческих: «Мне 5 до «Шершней», 4 до «Подстанции» и 1 до Челябинска», все льготные, без страховкиJ», потом история повторяется во второй кассе, в итоге все с билетами, пусть и не все до ЧелябинскаJ
На встречу электричке вытянулись длинной цепочкой, чтоб охватить побольше входовJ Штурмуем места, располагаемся – растянулись на полвагона в форме треугольника, основанием к выходу в тамбур.
Первым пунктом программы поглощаем остатки еды ( программа одобрена голодным РПJ), иногда перемещая пакеты с пищей по воздуху, чем пугаем народJ, затем раздумываем заниматься разбором полётов (решаем, что в клубе будет удобней обсудить наши подвиги) и плавно меняем второй пункт программы на игру в «крокодила» (у разного народа она называется по-разному, суть – человеку загадывается слово, а он пантомимой его объясняет). Так как стоял у нас к тому моменту только один человек, то его и решили сделать галящим, а отгадавшему приз – самому идти галить, уступая своё местоJ, такое положение вещей не снизило интереса и мы приступили. Галящий стоял на входе в вагон, потому всеь вагон смеялся от души над его жестами и ужимкамиJ
Так незаметно приехали в Челябинск и ,пересев на троллейбус, покатили в наш любимый дельтаклуб. В троллейбусе спрятали под шмотками пару человек, что было нетрудно за счёт компактного размещения (опыт уже был в ГАЗели) на задней площадке, чем обеспечили им бесплатный проезд.
В клубе развесили паруса на просушку, обсудили итоги дня…От предложения попить чаю после разбора полётов все почему-то дружно отказались, то ли устали, то ли время было уже позднееJ Двинули по домам. На остановке транспорта каждый влился в свою группу следовавшую в одном направлении. Народ разошёлся, унося с собой полученную за день частичку мечты…
Троицк.
07.12.2004